Белорусские традиционные пояса
В качестве компонента традиционного костюма пояс выполнял три основные, в большинстве случаев тесно связанные между собой функции: утилитарную. декоративную и знаково-символичную.
Наиболее ярко практическое применение пояса заметно в мужском костюме. Льняная рубаха (кашуля), которая носилась навыпуск, в обязательном порядке подпоясывалась. Считалось неподобающим выйти из дома неподпоясаным. Существовало поверие, что пояс защищает человека от злых духов. Пояс мужчины носили и с верхней одеждой. Это позволяло дополнительно сохранять тепло в холодную пору года. На поясе закреплялись необходимые в обиходе предметы: касет (шабета) с махоркой, кресиво, ключи. Под пояс затыкали рукавицы и топор.
Использование пояса в женском костюме тоже было многофункциональным. Часто пояс пришивался к краю поясной одежды, закрепляя край юбки или андарака (теплой зимней юбки, заменившей понёву). Свободные концы пришитого пояса выполняли функцию застежки. На узких поясочках женщины часто носили ключи. В старинных женских захоронениях часто находят подвешенные к поясу предметы: кожаные кошельки, костяные гребешки, ложечки, подвески, бубенцы. В верхней одежде пояс придавал фигуре силуэт, выполняя таким образом декоративную функцию.
Дети чаще носили плетеные из ниток поясные шнурочки, либо тесёмки из ткани. Использование пояса, как правило, было привязано к использованию поясной одежды уже в более взрослом возрасте.
Самой распространенной техникой изготовления поясов является ручное ткачество на бердо. Универсальным размером пояса является изделие шириной 3 см при длине 2,3 метра. Такие пояса могут использоваться как с мужской рубахой, так и с женской длинной сорочкой, придавая ей функцию платья в этно-стиле. Тонкие пояса можно использовать с блузками и детской одежной. Более широкие пояса, обозначенные в нашем разделе термином кушаки, предназначены для использования в полном строе с передником.
Удачных вам покупок!
Перейти в раздел ПОЯСА
Литература: "Беларускiя народныя паясы". Васа (Селивончик В. I.) Мiнск. Беларуская навука. 2014
Наиболее ярко практическое применение пояса заметно в мужском костюме. Льняная рубаха (кашуля), которая носилась навыпуск, в обязательном порядке подпоясывалась. Считалось неподобающим выйти из дома неподпоясаным. Существовало поверие, что пояс защищает человека от злых духов. Пояс мужчины носили и с верхней одеждой. Это позволяло дополнительно сохранять тепло в холодную пору года. На поясе закреплялись необходимые в обиходе предметы: касет (шабета) с махоркой, кресиво, ключи. Под пояс затыкали рукавицы и топор.
Использование пояса в женском костюме тоже было многофункциональным. Часто пояс пришивался к краю поясной одежды, закрепляя край юбки или андарака (теплой зимней юбки, заменившей понёву). Свободные концы пришитого пояса выполняли функцию застежки. На узких поясочках женщины часто носили ключи. В старинных женских захоронениях часто находят подвешенные к поясу предметы: кожаные кошельки, костяные гребешки, ложечки, подвески, бубенцы. В верхней одежде пояс придавал фигуре силуэт, выполняя таким образом декоративную функцию.
Дети чаще носили плетеные из ниток поясные шнурочки, либо тесёмки из ткани. Использование пояса, как правило, было привязано к использованию поясной одежды уже в более взрослом возрасте.
Самой распространенной техникой изготовления поясов является ручное ткачество на бердо. Универсальным размером пояса является изделие шириной 3 см при длине 2,3 метра. Такие пояса могут использоваться как с мужской рубахой, так и с женской длинной сорочкой, придавая ей функцию платья в этно-стиле. Тонкие пояса можно использовать с блузками и детской одежной. Более широкие пояса, обозначенные в нашем разделе термином кушаки, предназначены для использования в полном строе с передником.
Удачных вам покупок!
Перейти в раздел ПОЯСА
Литература: "Беларускiя народныя паясы". Васа (Селивончик В. I.) Мiнск. Беларуская навука. 2014