Брокаровский стиль
Аутентичные геометрические орнаменты, используемые в народных костюмах, можно назвать простейшими иероглифами древних ариев-землепашцев. Во многом они были общими для кельтов, германцев, славян и других народов арийского (индо-европейского) корня. Каждый символ изначально имел вполне определенный смысл, который с течением веков постепенно утрачивался. Тем не менее в белорусской глубинке еще в 19 веке некоторые аспекты древней аутентики были понятны коренному населению.
По этому поводу есть хороший анекдот. Приехали две городские девушки на сельский фольклорный праздник в белорусскую глубинку. одна из них по этому случаю одела бабушкин наряд "из сундука". Ее подружка заметила, что местные бабушки смотрят на нее грустно покачивая головой. Разговорившись с ними она слышит такую фразу. "Ваша подружка такая красивая и нам всем так жалко ее".
"А в чем дело, бабушка"?
"Ну как же, такая молодая, а уже вдова и трое деток".
К сожалению, 90% современных трактовок древних символов - весьма вольные интерпретации фолклористов-дилетантов.
К началу 20 века традиционный геометрический стиль был практически вытеснен "брокаровским стилем", который представляет собой модную в 19 веке вышивку крестиком различных растительных сюжетов. Чаще это розочки, виноград, васильки, маки и т.п. Откуда взялся этот стиль и почему народные ансамбли из отдаленных уголков бывшей Российской империи с удивлением обнаруживают поразительное сходство в "узорах предков"?
В 19 веке в России промышленная продукция активно вытесняла традиционные промыслы. "Брокаровский стиль" обязан своему возникновению усиливавшейся конкуренции в мыловаренной отрасли. Это был период не только первоначального накопления капитала, но и первоначального распределения долей рынка. А внутренний рынок Российской империи тогда простирался от Польши и Финляндии до западного берега Британской колумбии. Было за что побороться.
Благодаря революционному маркетингу, как бы мы сейчас сказали, на первые роли здесь выдвинулаясь фирма "Брокар и К". Этакий российский "Procter&Gamble", которая, кстати уже существовала. Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые фирма бесплатно в виде премии раздавала покупателям дешевого мыла или одеколона.
Основателем и собственником компании был купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. От отца, Атанаса Брокара, он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду. Фабрика 25-летнего коммерсанта открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. За два года до этого Генрих Афанасьевич женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами. Именно ей принадлежат многие революционные идеи: дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей. Многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара».
В 1873 году Брокары становятся поставщиками Императорского Двора. К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумывает очередную новинку. Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, духи, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин. В 1882 году на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве в центре выставочного павильона был установлен фонтан, струи которого испускали необычный аромат. Таким оригинальным способом Генрих Брокар презентовал свою новую продукцию – одеколон «Цветочный». Посетители выставки собирали бесплатный одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а иные даже полоскали в фонтане свою одежду. В разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов начинается выпуск помады и мыла под названием «Букет Плевны», которые быстро стали популярны среди простого народа.
Рекламные задумки Шарлотты - хороший пример для современных маркетологов и рекламистов. Именно с ее подачи появились бесплатные «премии» к мылу – печатные рисунки с узорами для вышивки крестиком. Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».Что же это был за стиль? Преимущественно это растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Особенно популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно. Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными. С легкой руки Брокара ни один украинский рушник не обходился без «розочки». Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки.
Само собой конкуренты тоже не дремали. Фирма «Товарищество А.Ралле и Ко» выпускала «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывала о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Листовки с образцами орнаментов также немало способствовали популярности парфюмерии Товарищества.
В магазине белорусских этно-товаров ETHNO.SHOP.BY можно приобрести стильные женские блузки и платья, майки и тенниски в брокаровском стиле, ставшем за более чем вековую историю не менее народным, чем древняя геометрическая аутентика.
Приятных вам покупок!