Белорусский национальный костюм
Концепции национальных костюмов в большинстве европейских стран появились в период формирования крупных национальных рынков и национальных государств как следствие этого. В этом контексте национальный костюм стоял в одном ряду с такими атрибутами нации, как единая литературная норма языка, традиционный национальный фолклор, обряды, архитектурный стиль и прочее. К этому времени (конец 18 - начало 19 века) аутентичные комплексы народной одежды уже перестали существовать. Основная причина этого - переход на промышленный способ изготовления одежды. Поэтому за основу национальных костюмов были взяты провинциальные варианты одежды уже вышедшей из моды и считавшейся простонародной. В некоторых странах такие концепции были созданы профессиональными дизайнерами одежды.

Несколько иной была ситуация в странах восточной европы, где аутентичные комплексы одежды сохранялись дольше.Так на территории Беларуси аутентичный костюм в виде понёвного комплекса одежды у женщин (длинная сорочка, понёва, передник, пояс, намитка) исчез во второй половине 19 века. А в некоторых районах Гомельской области (Неглюбский строй) сохранился до начала 20 века. И таким образом надежно зафиксировался исследователями этнографами. Об особенностях аутентичного народного костюма других регионов мы имеем лишь отрывочные сведения. Тем не менее на основе изучения комплексов одежды начала 20 века на территории Беларуси было выделено 6 историко-этнографических регионов со своими особенностями народного костюма. Это Подвинье, Понеманье, Западное Полесье, Восточное Полесье, Поднепровье, Центральная Беларусь.

Общие сведения о традиционном белорусском костюме
Традиционная одежда шилась вручную из тканей домашнего изготовления. Она украшалась тканым орнаментом, а с середины 18 века вышивкой, часто имитирующей тканый орнамент. Базовым элементом женского костюма была длинная полотняная сорочка, которая ткалась из волокон льна, реже конопли или крапивы. Она имела орнаментальный декор на рукавах, манжетах, вороте, иногда также по подолу. Поверх юбки носили несшитую поясную одежду - понёву из четырех кусков шерстяной ткани, закрепленных на поясном шнурке и завязывавшейся спереди. В Неглюбском варианте из трех кусков ткани. Поздее понёвы заменили шерстяные юбки-андараки или юбки из тонкого полотна, имевшие разные локальные названия. Поверх юбки повязывался фартук, декорированный геометрическим орнаментом. Ткань для сорочки выбеливалась, цвет орнамента как правило имел оттенки красного или вишневого цвета. Головным убором замужних женщин служила намитка - рушниковый головной убор из тонкого белого полотна с орнаментом на концах. Существовало много способов завязывания намитки. На западных белорусских территориях в более поздний период к костюму добавилась безрукавка, очевидно заимствованная из Европы.
Мужчины носили довольно длинную полотняную сорочку, льняные или шерстяные штаны и тканый пояс. Мужской пояс часто был более широким и был вполне функциональным. За него затыкались или привязывались различные предметы обихода: ключи, топор, сумка и прочее.
Незамужние девушки использовани головной убор скиндочку - декорированную полосу ткани. Замужество сопровождалось обрядом одевания понёвы. Повседневной обувью чаще служили лапти.
Сергей Рудович
перейти в раздел НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ
ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ СОРОЧКИ

Несколько иной была ситуация в странах восточной европы, где аутентичные комплексы одежды сохранялись дольше.Так на территории Беларуси аутентичный костюм в виде понёвного комплекса одежды у женщин (длинная сорочка, понёва, передник, пояс, намитка) исчез во второй половине 19 века. А в некоторых районах Гомельской области (Неглюбский строй) сохранился до начала 20 века. И таким образом надежно зафиксировался исследователями этнографами. Об особенностях аутентичного народного костюма других регионов мы имеем лишь отрывочные сведения. Тем не менее на основе изучения комплексов одежды начала 20 века на территории Беларуси было выделено 6 историко-этнографических регионов со своими особенностями народного костюма. Это Подвинье, Понеманье, Западное Полесье, Восточное Полесье, Поднепровье, Центральная Беларусь.

Общие сведения о традиционном белорусском костюме
Традиционная одежда шилась вручную из тканей домашнего изготовления. Она украшалась тканым орнаментом, а с середины 18 века вышивкой, часто имитирующей тканый орнамент. Базовым элементом женского костюма была длинная полотняная сорочка, которая ткалась из волокон льна, реже конопли или крапивы. Она имела орнаментальный декор на рукавах, манжетах, вороте, иногда также по подолу. Поверх юбки носили несшитую поясную одежду - понёву из четырех кусков шерстяной ткани, закрепленных на поясном шнурке и завязывавшейся спереди. В Неглюбском варианте из трех кусков ткани. Поздее понёвы заменили шерстяные юбки-андараки или юбки из тонкого полотна, имевшие разные локальные названия. Поверх юбки повязывался фартук, декорированный геометрическим орнаментом. Ткань для сорочки выбеливалась, цвет орнамента как правило имел оттенки красного или вишневого цвета. Головным убором замужних женщин служила намитка - рушниковый головной убор из тонкого белого полотна с орнаментом на концах. Существовало много способов завязывания намитки. На западных белорусских территориях в более поздний период к костюму добавилась безрукавка, очевидно заимствованная из Европы.
Мужчины носили довольно длинную полотняную сорочку, льняные или шерстяные штаны и тканый пояс. Мужской пояс часто был более широким и был вполне функциональным. За него затыкались или привязывались различные предметы обихода: ключи, топор, сумка и прочее.
Незамужние девушки использовани головной убор скиндочку - декорированную полосу ткани. Замужество сопровождалось обрядом одевания понёвы. Повседневной обувью чаще служили лапти.
Сергей Рудович
перейти в раздел НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ
ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ СОРОЧКИ