Советский сценический «народный» костюм
История не сохранила имя автора этого гениального изобретения. Вероятнее всего это продукт усилий нескольких поколений советских сценических дизайнеров и костюмеров, «копавших» народную тему. Трудно сказать, кому первому пришла в голову идея создания универсального интернационально-народного костюма, который легко трансформируется из одной национальности в другую простой сменой аксессуаров.
Советский народный сценический костюм, как правило, имеет мало общего аутентичной национальной одеждой. Это скорее произведение сценического дизайна на заданную тему, эксплуатирующее определенный набор стереотипов. Например, вышиванка плюс турецкие шаровары – украинец, вышиванка плюс полосатые штаны – белорус (или литовец). Термин советский в данном случае обозначает время его создания. Его смело можно назвать псевдонародным. Характерная примета таких образцов – предельно лубочный характер, что вполне логично для сценической одежды.
С течением времени дизайнеры, работающие в этом жаре, вообще перестали утруждать себя изучением народной одежды. Они просто творчески переосмысливали творения своих предшественников. Таким образом, сценическая одежда коллективов, работающих в жанре народного танца, превратилась в этакую «вещь в себе», практически никак не связанную с этнографией или национальными традициями. Часто в таких фантазийных образцах определить национальную принадлежность костюма просто невозможно. Да в этом и нет необходимости. Просто нужно четко понимать, что сценический костюм и национальный костюм – это абсолютно разные вещи.
Вместе с тем, сфера применения советского сценического народного костюма довольно разнообразна. В них не только лихо пляшут, но и встречают официальные делегации, презентуют товар на международных выставках, размещают на коробках конфет и т.д. А некоторые даже умудряются участвовать в этно-фестах. Отсюда и путаница в умах некоторых сограждан. Надеемся, что не у вас, дорогие друзья.
Приятных вам покупок в магазине белорусских этно-товаров!